Бортовой журнал Ктулху

Подземный трамвай

В семидесятых годах двадцатого века в Волгограде была весьма непростая ситуация — пассажиропоток огромный, а общественного транспорта не хватало. Казалось бы, постройка метро стала бы тем идеальным решением, которое напрашивалось само собой. Статья в Википедии.

May2015 Volgograd img13 PLenina metrotram station

Однако Волгоград в те годы не имел статуса города-«миллионника», а значит, оснований для постройки метрополитена просто не было. Выход был найден местными властями — под наиболее оживленными перекрестками вырыли три подземных тоннеля и пустили по ним так называемый «скоростной трамвай», который курсировал как под землей, так и по обычным улицам.

Но не так сложно было пустить под городом трамвай, как найти трамвай с дверями по обе стороны. Дело в том, что обычные трамвайные линии спроектированы так, что остановки находятся с внешней стороны путей, тогда для метрополитена считается оптимальным, чтобы пассажирская платформа находилась между путями.

Обоюдосторонний трамвай так и не нашли, а создавать новые модели не было ни времени, ни желания, ни денег. И вместе с тем решение было найдено, пусть не самое изящное, но вполне рабочее — решено было сделать перекрещивание тоннелей друг над другом.

RIAN archive 997711 Metrotram new line opens in Volgograd

В итоге 5 подземных станций и 1 надземная теоретически позволяют классифицировать систему скоростного трамвая как полноценный метрополитен (но не соблюдается критерий изолированности сети от движения иного вида транспорта)

На сегодняшний день ежегодные перевозки составляют около 10 миллионов пассажиров.

Статья о скоростном трамвае.

Далее сокращенный порепост этой статьи.

волгоградский скоростной трамвай
И в целом обзор на городской общественный транспорт города-героя.

Весь общественный транспорт города можно разделить на магистральный- скоростной трамвай (метротрам), и на обычный. В последнюю группу входят трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутки. Для начала, пробегусь по последним.

Трамваи все старые, но при этом в нормальном состоянии. Пути же практически все выделенные и без какого-либо покрытия:

волгоградский скоростной трамвай

Салон трамвая:
волгоградский скоростной трамвай

На фото, кстати, контролёры. Со слов местных, встречаются они довольно часто.

На одной из конечных увидел яму для осмотра трамвая, до этого не видел таких вне депо:

волгоградский трамвай

волгоградский трамвай

Тут стоит сказать, что Волгоград- город очень длинный, около 80 км. в длину, на сколько я помню, поэтому город бы задохнулся без магистрального общественного транспорта, который позволяет быстро передвигаться с одного конца города в другой. Сейчас система, насчитывающая 22 станции, расположенные на одной линии длиной 17,3 км. Пути проложены как по земле:
волгоградский трамвай

Так и под землёй в центре:
волгоградский трамвай

Ходят скоростные трамваи по расписанию:
волгоградский трамвай

Действует два маршрута, Ст-1 и Ст-2. Разница в том, что на одном маршруте работают старые Татры, которые не доезжают до конца маршрута с одной стороны и разворачиваются на оборотном кольце (ст. пл.Чекистов):
волгоградский трамвай

На конечной:
волгоградский трамвай

На Ст-2 же, которые тоже курсирует не по всей длине маршрута (не доезжают до конца с другой стороны линии), работают новые двухголовые ЛВС-2009:
волгоградский трамвай

Дело в том, что в 2011 году открылись новые станции, но без оборотного кольца, поэтому старым Татрам разворачиваться элементарно негде.

Портал наземного и подземного участка путей, а также съезд на оборотное кольцо:


волгоградский трамвай

Наземный участок:
волгоградский трамвай

Новая подземная станция:
волгоградский трамвай

Старые станции:
14864380447 0539091592 b

14864192549 5b726c4f7d b

Что интересно, и старые и новые станции сделаны с заделами, которые сейчас просто перекрыты забором:
15050580242 1bfb30c7bf b

14864233059 02a066ab6f b

Некоторые, при этом, выше уровня основной платформы:
14864342998 9c9816b4e1 b

Видимо, в планах когда-нибудь сделать из скоростного трамвая метро или просто пускать сцепки побольше.

Уровень пола трамвая ЛВС (низкопольная часть) и платформы:

14864359857 f6e1b297d8 b

Несмотря на то, что скоростной трамвай- лучшее что случилось с Волгоградом, системного подхода к его управлению в городе нет. Приведу элементарный пример: в самих трамваях работают кондукторы, но при этом, на некоторых (именно на некоторых!) подземных станциях при входе сидит женщина и продаёт билеты, другая женщина их пробивает и пускает внутрь:
14864400228 c46b2edb1a b

Где-то билеты пробивают компостерами, которые старше меня, а где-то сканируют:
15047939331 573b05bf9f b

Об удобстве пассажиров заботятся мало, видимо не понимая, что это клиенты, иначе как объяснить такой переход на наземных станциях?
14864239789 9f884a720a b

Схемы на станциях устарели на 3 года- строящиеся станции уже давно ввели:
14864250770 c93f9438b0 b

На одной из конечных станциях вообще развели самодеятельность какую-то:
14864371597 26f237a3b8 b

Я уже молчу, о таких элементарных, вроде бы, вещах, как автоматическое переключение светофоров. Ведь если на обычных трамваях это не так критично, то на СКОРОСТНОМ трамвае это обязательно должно быть:
15050622532 f268760522 b

И да, я конечно понимаю, что денег всегда мало, и приходится экономить на чём-то, типа работы эскалаторов:
15050600862 6568f7ac0b b

Но печатать объявление о приёме на работу на б/у бумаге..
15050912295 5c626084cc b

Вообще же, несмотря на то, что вся система городского электротранспорта находится в управлении одной компании, у которой даже есть абонементы:
15050647092 9e9a393e3b b

... общего у всех видов транспорта ничего нет. Ни единой цены, ни билетов. Хотя, такого разнообразия билетов, как в Волгограде я вообще нигде не встречал:
15047855341 2e729471fa b
Подытоживая, хочу сказать, что в городе есть очень большой и хороший задел для создания быстрого и удобного общественного транспорта, но чтобы его сделать, нужно кардинально поменять систему подхода к транспорту. Я бы начал с генеральной чистки руководства и ликвидации маршруток.

Полная статья