Бортовой журнал Ктулху

Когда-то F-15 летал с одним крылом.... по-настоящему, а не в на симуляторе

1 мая 1983 года F-15D ВВС Израиля с бортовым номером 957 и позывным «Маркия Щаким» продемонстрировал ошеломляющий подвиг авиационной инженерии и некоторые навыки пилота, например, способность отложить кирпичей на небольшое здание и способность перекусить очком урановый лом.

Во время учений пилот F-15D Зиви Недиви столкнулся в воздухе с A-4 Skyhawk, потеряв все правое крыло F-15, ну, то есть, не часть, а совсем под корень.

 

1717629609001

Несмотря на эти катастрофические повреждения, F-15 удалось удержаться в воздухе благодаря мощным двигателям Pratt & Whitney F100 и усовершенствованной системе управления полетом.

После столкновения и первоначально не зная о полном масштабе повреждений, пилот восстановил контроль над самолетом.

Его самолет был стабилен, но управление было немного непредсказуемым.

Он попросил своего ведомого проверить правое крыло на наличие повреждений, на что ведомый ответил: «Его нет...».

Демонстрируя невероятное мастерство и эпическое хладнокровие, он предпочел попытаться приземлиться, а не катапультироваться.

Чтобы подготовиться к посадке, Недиви нужно было управлять асимметричной тягой и подъемной силой самолета.

Он осторожно отрегулировал дроссельную заслонку, чтобы сбалансировать рысканье и сохранить контроль.

Мощные двигатели F-15 позволяли ему использовать дифференциальную тягу для противодействия тенденции самолета к крену в сторону отсутствующего крыла.

Это требовало постоянных, точно настроенных входных параметров, чтобы удерживать струю в горизонтальном положении и на курсе.

Приближаясь к взлетно-посадочной полосе, Недиви должен был убедиться, что его снижение контролируется и устойчиво.

Сама посадка требовала абсолютной точности; Ему нужно было приземлиться на правильной скорости и под правильным углом, чтобы предотвратить катастрофическую аварию.

Когда F-15 снижался, Недиви умело управлял скоростью и ориентацией самолета, в значительной степени полагаясь на свою подготовку и передовые системы F-15, чтобы направить самолет к безопасному приземлению.

Это «часть того пилотного дерьма», о котором говорил Гусь в «Топ Ган».

Когда Недиви успешно посадил поврежденный F-15, изумленный наземный экипаж и инженеры, которые сомневались в способности самолета поддерживать полет, не говоря уже о посадке, без крыла, были ошеломлены.

Этот инцидент показал миру исключительную живучесть F-15 и первоклассную подготовку пилотов.

Конструкция F-15 с ее акцентом на структурную устойчивость и аэродинамическую эффективность позволила ему противодействовать массовой потере подъемной силы отсутствующего крыла.

Часто люди шутят, что крыло-фюзеляж F-15 похож на полет на теннисном корте, но эта шутка продолжает жить в легендах, поскольку именно это гигантское крыло спасло этот F-15 и показало миру мощь конструкции F-15.

Можно с уверенностью сказать, что ни один другой самолет в мире не смог бы этого сделать.

Но на этом история не заканчивается.

Позже 957-й был погружен на платформу, доставлен в центр технического обслуживания и, полностью отремонтированный, с новым крылом и хвостовым крюком, и снова сертифицирован для полетов.

В 1985 году, когда 957-й снова поднялся в воздух, он записал на свой счет уничтожение сирийского МиГ-23.

В настоящее время машина отправлена на пенсию и выставлена в музее в Израиле.

 

1717629609032171762960904117176296090411717629609059

1717629609096

1717629609101

1717629609120

1717629609144

1717629609185

Авиация - это, вообще, такая отрасль, где все делается сначала надежно, а потом это несколько раз дублируется.

Когда-то давно я писал (ну как, писал. Скопировал, само собой и выдал за свой труд.) статью про авиапроисшествие, произошедшее 28 апреля 1988 года.

Boeing 737-297 авиакомпании Aloha Airlines выполнял рейс AQ 243 из Мауи в Гонолулу, на борту находились 5 членов экипажа и 90 пассажиров. Через несколько минут после взлёта лайнер внезапно потерял значительную часть конструкции фюзеляжа, в результате чего пассажиры и бортпроводницы подверглись действию набегающего потока воздуха и кислородному голоданию, а одна из бортпроводниц погибла.

Там много всего интересного по тегу "авиа".