В семидесятых годах двадцатого века в Волгограде была весьма непростая ситуация — пассажиропоток огромный, а общественного транспорта не хватало. Казалось бы, постройка метро стала бы тем идеальным решением, которое напрашивалось само собой. Статья в Википедии.
Однако Волгоград в те годы не имел статуса города-«миллионника», а значит, оснований для постройки метрополитена просто не было. Выход был найден местными властями — под наиболее оживленными перекрестками вырыли три подземных тоннеля и пустили по ним так называемый «скоростной трамвай», который курсировал как под землей, так и по обычным улицам.
Но не так сложно было пустить под городом трамвай, как найти трамвай с дверями по обе стороны. Дело в том, что обычные трамвайные линии спроектированы так, что остановки находятся с внешней стороны путей, тогда для метрополитена считается оптимальным, чтобы пассажирская платформа находилась между путями.
Обоюдосторонний трамвай так и не нашли, а создавать новые модели не было ни времени, ни желания, ни денег. И вместе с тем решение было найдено, пусть не самое изящное, но вполне рабочее — решено было сделать перекрещивание тоннелей друг над другом.
В итоге 5 подземных станций и 1 надземная теоретически позволяют классифицировать систему скоростного трамвая как полноценный метрополитен (но не соблюдается критерий изолированности сети от движения иного вида транспорта)
На сегодняшний день ежегодные перевозки составляют около 10 миллионов пассажиров.
Далее сокращенный порепост этой статьи.
И в целом обзор на городской общественный транспорт города-героя.
Весь общественный транспорт города можно разделить на магистральный- скоростной трамвай (метротрам), и на обычный. В последнюю группу входят трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутки. Для начала, пробегусь по последним.
Трамваи все старые, но при этом в нормальном состоянии. Пути же практически все выделенные и без какого-либо покрытия:
Салон трамвая:
На фото, кстати, контролёры. Со слов местных, встречаются они довольно часто.
На одной из конечных увидел яму для осмотра трамвая, до этого не видел таких вне депо:
Тут стоит сказать, что Волгоград- город очень длинный, около 80 км. в длину, на сколько я помню, поэтому город бы задохнулся без магистрального общественного транспорта, который позволяет быстро передвигаться с одного конца города в другой. Сейчас система, насчитывающая 22 станции, расположенные на одной линии длиной 17,3 км. Пути проложены как по земле:
Так и под землёй в центре:
Ходят скоростные трамваи по расписанию:
Действует два маршрута, Ст-1 и Ст-2. Разница в том, что на одном маршруте работают старые Татры, которые не доезжают до конца маршрута с одной стороны и разворачиваются на оборотном кольце (ст. пл.Чекистов):
На конечной:
На Ст-2 же, которые тоже курсирует не по всей длине маршрута (не доезжают до конца с другой стороны линии), работают новые двухголовые ЛВС-2009:
Дело в том, что в 2011 году открылись новые станции, но без оборотного кольца, поэтому старым Татрам разворачиваться элементарно негде.
Портал наземного и подземного участка путей, а также съезд на оборотное кольцо:
Наземный участок:
Новая подземная станция:
Старые станции:
Что интересно, и старые и новые станции сделаны с заделами, которые сейчас просто перекрыты забором:
Некоторые, при этом, выше уровня основной платформы:
Видимо, в планах когда-нибудь сделать из скоростного трамвая метро или просто пускать сцепки побольше.
Уровень пола трамвая ЛВС (низкопольная часть) и платформы:
Несмотря на то, что скоростной трамвай- лучшее что случилось с Волгоградом, системного подхода к его управлению в городе нет. Приведу элементарный пример: в самих трамваях работают кондукторы, но при этом, на некоторых (именно на некоторых!) подземных станциях при входе сидит женщина и продаёт билеты, другая женщина их пробивает и пускает внутрь:
Где-то билеты пробивают компостерами, которые старше меня, а где-то сканируют:
Об удобстве пассажиров заботятся мало, видимо не понимая, что это клиенты, иначе как объяснить такой переход на наземных станциях?
Схемы на станциях устарели на 3 года- строящиеся станции уже давно ввели:
На одной из конечных станциях вообще развели самодеятельность какую-то:
Я уже молчу, о таких элементарных, вроде бы, вещах, как автоматическое переключение светофоров. Ведь если на обычных трамваях это не так критично, то на СКОРОСТНОМ трамвае это обязательно должно быть:
И да, я конечно понимаю, что денег всегда мало, и приходится экономить на чём-то, типа работы эскалаторов:
Но печатать объявление о приёме на работу на б/у бумаге..
Вообще же, несмотря на то, что вся система городского электротранспорта находится в управлении одной компании, у которой даже есть абонементы:
... общего у всех видов транспорта ничего нет. Ни единой цены, ни билетов. Хотя, такого разнообразия билетов, как в Волгограде я вообще нигде не встречал:
Подытоживая, хочу сказать, что в городе есть очень большой и хороший задел для создания быстрого и удобного общественного транспорта, но чтобы его сделать, нужно кардинально поменять систему подхода к транспорту. Я бы начал с генеральной чистки руководства и ликвидации маршруток.