Во время пребывания в Варшаве мы передвигались исключительно общественным транспортом и стоит рассказать об этом, там не так как у нас.
Общественный транспорт Варшавы состоит из автобусов, трамваев, метро и городской электрички. Во время поездки в Варшаву у меня была возможность испытать три вида транспорта.
Сокращенно транспортная система Варшавы называется ZTM (Zarząd Transportu Miejskiego). Если где то видите эту надпись значит это относится к общественному транспорту Варшавы. Общественный транспорт работает круглые сутки. Ночью интенсивность движения конечно меньше и метро закрыто, но в рейс выходят специальные автобусы с пометкой N.
Весь общественный транспорт имеет одинаковую окраску что делает его узнаваемым.
Наиболее распространенный вид транспорта - это автобус. Когда-то давно был еще и троллейбус но его закрыли в 1973 г.
В Варшаве общественный транспорт разбит на две зоны, билеты продаются на каждую зону отдельно или двухзонные.
Кондукторов в транспорте нет, билеты нужно покупать самостоятельно в автоматах. Обычно билетные автоматы принимают все типы оплаты: банковские карты, монеты и деньги и дают сдачу, но только монетами. В интерфейсе автомата можно выбрать любой из четырех языков: польский, английский, немецкий и русский.
Стоимость билетов с учетом времени, зоны и льгот можно посмотреть на сайте ztm.waw.pl
Билеты есть одноразовые на 20 (две зоны), 75 (только первая) и 90 (две зоны) минут, также есть проездные на сутки, трое и так далее.
Мы брали трехдневные проездные только для первой зоны по цене 36 злотых каждый.
Пробивать билет необходимо войдя в автобус или трамвай, в метро же билет необходимо пробить непосредственно на входе в метро, до турникета. Автомат втянет билет, напечатает конечную дату и действия и выдаст обратно.
Приобретенный билет необходимо закомпостировать в автомате слева сразу же после посадки в транспорт, иначе можно слопотать неиллюзорный штраф примерно в 250 злотых, а если оплатить на месте, то около 150. Но, согласитесь, лучше заплатить за проезд и не рисковать.
Когда контролеры входят в транспорт то блокируют компостеры чтобы самые хитрожопые не отвертелись.
Для большего удобства можно установить приложение Jakdojade или воспользоваться сайтом jakdojade.pl.
В приложении можно выбрать откуда и куда вам нужно добраться и оно предложит маршрут и покажет время до прибытия транспорта.
Теперь о транспорте.
Автобус
Больше всего мы "наездили" на автобусах, сеть которых наиболее развита.
Ходят они строго по расписанию и с большой скоростью. На каждой остановке есть список маршрутов проходящих через нее, на котором отмечены точками обязательные и необязательные остановки. Так как не все остановки автобусов обязательные, не нужно щелкать клювом и перед своей остановкой лучше нажать специальную кнопку на поручне, чтобы сообщить водителю что вы хотите выйти (в наших трамваях и троллейбусах тоже есть такие кнопки но они не функциональны). А стоя на остановке, помахать рукой, прям как у нас для привлечения внимания водителя маршрутки.
Каждая остановка объявляется во время движения, кроме того, в автобусах поновее есть электронные табло, на которых подсвечивается текущее местоположение автобуса.
Трамвай
Трамвай представлен несклькими типами вагонов, как низкопольные новые так и с высоким полом старые. Но все они в отличном состоянии. С оплатой и контролерами история такая же как и в автобусе, т.е., платить придется. Трамвай едет быстро, не гремит на стыках (похоже, рельсы сварные), только на стрелках есть небольшие колебания.
Старые вагоны ездят с двумя поднятыми пантографами (вот, объяснил бы мне кто для чего только один или только два поднятых).
Все трамваи оборудованы всеми необходимыми устройствами для покупки и компостирования билетов, табло со списком остановок, внутри тепло и чисто. Как и в любом транспорте объявляют остановки заранее. Двери открываются кнопкой как изнутри так и снаружи, в холодное время года это дополнительное энергосбережение.
На остановках установлены табло с информацией о маршрутах и времени ожидания.
Метро
Варшавское метро состоит из двух веток, это достаточно небольшой метрополитен, а еще один из самых новых в Европе, построен в 1995 году.
Станция Wierzbno.
Новый поезд метро с проходными вагонами. Везде стоят экраны с информацией о маршруте.
Как видно, сиденья чистые и нигде нет мусора.
Есть еще старые поезда с отдельными вагонами как в Киеве но более ухоженные.
Фото с сайта pl.wikipedia.org
На станциях метро всегда было тепло, после холодной улицы это было внезапно приятно. Как и везде, стоят автоматы по продаже билетов, купленный билет нужно вставить в прорезь турникета и на нем пропечатается конечное время использования.
Если вы используете проездной, его точно так же нужно пропустить через турникет. Если срок действия не истек, турникет откроется, проездной выедет из другой прорези.
Если спускаться в метро лифтом то турникета не будет, вместо него будет стоять компостер, где все равно нужно пробить билет.
На что еще обратил внимание - нет специфического запаха метро.
Если сравнивать с нашим общественным транспортом, то сразу видно в какую сторону стоит двигаться. В Варшаве нет кондукторов, которые в час пик расталкивают пассажиров в тесном вагоне продавая билеты. Люди сами озабочены его покупкой, а если не купили, то контролеры за небольшой штраф в пару сотен злотых объяснят необходимость приобретения билета.