Буэнос диас и гамарджоба! Доброго ранку и гуд морнинг! Сегодня я бы хотел поднять тему искусственного интеллекта. Я не о перекрашенных блондинках (да пусть они меня простят, это просто шутка), а о такой обширной проблеме когда отрывочные знания из разных областей науки формируют всесторонне недоразвитую личность и роли Youtube (ну и прочих тиктоков) в ней.
Существует такое явление под названием эффект Даннинга-Крюгера. Это такое когнитивное искажение, при котором люди с низким уровнем знаний или навыков в определённой области переоценивают свои способности. То есть, они настолько некомпетентны, что не могут осознать свои ошибки или недостатки и поэтому считают себя более квалифицированными, чем есть на самом деле. Если говорить простыми словами, то тупой не понимает что он тупой потому что тупой.
А теперь, к чему тут ютуб.
Не секрет, что этот видеохостинг (ну и всякие инстаграмы, мордокниги и прочие генераторы бесконечного потока контента) используются для забивания свободного времени, забивания на работу, на жизнь и т.д. Некоторые продвинутые пользователи смотрят что-то умное типа научпопа. Но в большинстве случаев это тоже просто информационный шум, состоящий из неточностей и заблуждений. Настоящая наука она очень скучная и требует внимания, а в нашу информационную эпоху оно рассеяно из-за переизбытка внешних раздражителей. И вот тут нам начинает помогать идти в нужном направлении алгоритм рекомендаций YouTube, который подбирает контент и это может ограничивать развитие кругозора, создавая "информационные пузыри". Это особенно актуально для тех, у кого и так ограниченный кругозор и нет критического мышления что бы развиваться в каком-то ином направлении кроме предложенного. Конечно, иногда хочется под пиво с безалкогольной рыбкой включить ютуб и деградировать весь вечер, завернувшись в клетчатый плед, необходимый в нашем мерзко-континентальном климате. Даже в этом случае мы иногда сталкиваемся с проблемой «нечего посмотреть», как говорится, приплыли тапочки к обрыву. В этом случае, закрываем youtube и смотрим неплохие испанские триллеры или читаем книги.
Вторая проблема - это низкокачественный контент. Большое количество развлекательных роликов низкого уровня, которые поглощают время и внимание. К ним относятся короткие, так называемые shorts, которые позволяют забить мозг быстроусваиваемой информацией но обычно служат просто для убийства времени, не более. Также, согласно правилу 95/5 (не я придумал), большая часть контента создана непрофессионалами. Кстати, этот текст тоже. Не хочу сказать, что все они некомпетентны, но школьник Вася вряд ли выпустит ролик про настройку чего-либо на Linux качественнее, чем, например, какой-нибудь американский devops из Google с многолетним стажем. Ну это так, к примеру.
Еще одной проблемой потребителя является отсутствие критического мышления. Проблема восприятия информации без должного анализа может приводить к поверхностному восприятию мира. Увиденное в первом попавшемся ролике может восприниматься как истина, аргумент в споре. В будущем поциэнт может убедительно повторять услышанное и увиденное так, что со стороны будет похоже на слова профессионала.
Психологические аспекты.
Зависимость от контента - постоянный просмотр видеороликов может привести к зависимости от платформы и снижению концентрации на других аспектах жизни.
Социальное сравнение - влияние блогеров и инфлюенсеров на самооценку зрителей, особенно среди молодежи, что может привести к комплексу неполноценности или искаженным идеалам. Например, большую часть трюков из порнофильмов невозможно повторить в домашних условиях.
Фрагментированное внимание - сокращение продолжительности концентрации из-за краткости видеоформатов и постоянной смены контента.
Образование и развитие.
Пропаганда быстрых решений и знаний - форматы "быстрых советов" и "лайфхаков" могут затруднить глубокое понимание тем. Такие видеоролики часто помогают в простых вопросах, но могут сыграть злую шутку в более сложных.
Потребление вместо создания - проблема пассивного восприятия контента вместо активного участия и креативности.
Отсутствие долгосрочных целей: как платформа, ориентированная на мгновенное развлечение, может влиять на способность планировать и развиваться.
Путь к сбалансированному использованию.
Критическое мышление и выбор контента: рекомендации по выбору качественного образовательного контента, умение фильтровать полезную информацию.
Создание, а не потребление - можно использовать YouTube для самовыражения, развития навыков и творчества. Нужно быть не пассивным зрителем а активным участником.
YouTube — мощный инструмент, который может как развивать личность, так и затруднять её всестороннее развитие. Важно научиться использовать его с умом и понимать, как правильно подходить к потреблению информации. Любой инструмент не может быть хорошим или плохим. Молотком можно убить или построить дом, микроскопом можно забить гвоздь или использовать по прямому назначению. Так и Youtube можно использовать как для образования так и для деградации, важно правильно расставлять приоритеты и границы. Например, вы потратили 10 минут на прочтение, но мир от этого не стал лучше.